• Архив

    «   Май 2024   »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3 4 5
    6 7 8 9 10 11 12
    13 14 15 16 17 18 19
    20 21 22 23 24 25 26
    27 28 29 30 31    

Muse слушать онлайн

Юлия зораховна кантор-петербургский историк, доктор исторических наук, музеевед, известный специалист по исторической дисциплине международных отношений межвоенного периода, автор соответствующей и известной биографии красного маршала м. Н. Тухачевского.  Ю. З. Кантор дал интервью члену редколлегии "омского научного вестника". Серия " общество. История. Современность" д. И. Петин 13 августа 2018 года в омске проходит исследование истории гражданской войны. Оно посвящено широкому кругу актуальных тем истории россии: освоению арктики и музейному делу, международным отношениям накануне второй мировой войны, гражданской войне в нашей стране, личностям м. Н. Тухачевского и а. В. Колчака. Интервью было окончательно отредактировано ю. Ключевые слова: гражданская война в нашей стране, белая сибирь, омск, а. В. Колчак, м. Н. Юлия зораховна, все желающие в омске откроют проект, посвященный освоению арктики, созданный совместно с "норильским никелем" сотрудниками омского государственного научно-исследовательского института имени врубеля и исторического архива региона.  Расскажите подробнее о проекте. Проект по освоению севера "1000 лет успеха", как его называют, был придуман компанией "норни-кель". Север, - так была сформулирована задача боссов организации. Главное - и не спонсорский проект, хотя всю материальную составляющую составляет компания "норильский никель" - это творческий проект, его стратегия была разработана мной и моими коллегами из компании. Он охватывает значительную часть северных территорий россии, российскую федерацию от кольского полуострова до таймыра, а проект включает в себя девять огромных регионов российской федерации от красноярского края (на территории которого возможен выход в европу) до мурманской области. В форуме участвуют не только музеи, хотя основная вспомогательная и выставочная часть проекта-это, безусловно, музеи. Более того, следует отметить, что этот музей имеет много других краеведческих и исторических видов, но и живописных музеев, в ситуации с новым регионом это омский музей изобразительных искусств имени м. А. Врубеля. Для меня, как историка, было обязательным включать в игру не только музеи, но и скриншоты, научные учреждения, университеты и библиотеки. В названии проекта огромное число - тысяча-никогда не является метафорой. Смысл заключается в том, что история освоения севера, начатая 1000 лет назад, в xi веке, новгородцами, развивалась как освоение новых территорий свободными людьми. Новгородцы были людьми республиканского типа, первой республикой на руси, затем-новгородским княжеством. А в дальнейшем путь за полярный круг новгородцев разветвлялся, развивался и достигал сибири. И наша служба началась в прошлом году, конечно, в великом новгороде, и выставка называлась "путь за полярный круг". Затем эстафету приняла москва. Это все-таки не северный город, но все-таки столица страны, а также в тот период времени, когда москва была столицей, развивалось много необычных северных проектов в гуманитарной сфере. В нашей столице главной темой была история картографии: "карты земель русского севера: мир и мифы". Потом, конечно, санкт-петербург. С петровских времен начинается научное, наукоемкое и промышленное освоение севера, уже реализованное как государственная стратегия. На эту тему правильнее было бы говорить с первых минут xviii века. Третья выставка проходила в санкт - петербурге, в музее исторической специфики тобольска, и называлась "образы севера" - художественное, декоративно - прикладное отражение. Наконец, север подобен бренду, который не выцветал в течение 3 столетий. Четвертая выставка-выборг, выборгский замок. Это сложная пограничная история карело-финской, русско-финской и др. Посетители просили сделать это искусство вместе со своими выборгскими коллегами, но и другие музеи ленинградской области готовили выставку. Она ясно показала, что история неделима. Территория разделена границами, эти границы могут меняться, и история выборга показывает это хладнокровно, но культура не может начаться с нуля. Нельзя отрезать одну культуру от другой, если граница меняется, и, наконец, выставка рассказывала обо всем этом, о "калевальских историях" (и других). На последнем этапе наша компания переехала в омск. Важно отметить, что наша компания чрезвычайно благодарна омичам, и в первую очередь музею имени м. А. Врубеля. Они сделали амбивалентную выставку, собрав в омском областном музее изобразительных искусств им. Врубеля все узловые , болевые точки истории прошлого века в заполярье. И не всегда обязательно в арктике, а с юга сибири. Парадокс в том, что проект идет о севере, а омск-самый южный город. Это интересное наблюдение фариды буреевой, директора омского областного музея изобразительных искусств имени м. А. Однако омск привлек салехардских коллег из ямало-ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса марки и. С. Шимановского; там совершенно удивительная археология, чрезвычайно удобная, показывающая северную специфику. Омск и колчак - это ценная достопримечательность. И это не было доминантой выставки: ведь вы просили показать картину всего 20-го века. На выставке представлена великая отечественная война в заполярье. Сейчас это не самая популярная страница в истории второй мировой войны. Есть история политических репрессий: музей логично вплел в тематическое полотно выставки взгляд на стройки гулага, в том числе на мрачно известную "мертвую дорогу" - салехард-игарка-надым. Эти метафоры очень важны!, Пермская картинная галерея примет эстафету от омска , у них будет выставка " север как предчувствие. Вы, как музеолог, много взаимодействуете с различными музейными учреждениями страны. Каковы перспективы развития работы в украине на ваш собственный вкус? Музеи-неотъемлемая часть моей жизни. Сочетание академической науки с музейной сферой на самом деле очень и очень органично. Я думаю , что разобщенность во всем вызвана ложным, но стойким стереотипом: мол, академическая наука на самом деле не имеет "прикладной" ценности и самодостаточна, а музеи-хранители артефактов, но не центры исторических исследований. Однако это совершенно неверно: наука в музее живет не только в области реставрации, но и в атрибуции, и, наконец, для реконструкции исторических предметов наука для музея-такая же первичная вещь, как и выставочная деятельность. Без научного подхода ни одна серьезная выставка невозможна. Более того, ни одна серьезная выставка, будь то художественная, монографическая, комплексная или декоративно - прикладная, не требует контактов с архивами, библиотеками, научным сообществом, научными консультантами и некоторыми другими представителями музейной среды. Именно музеи дают большинству неравнодушных людей возможность познакомиться, заинтересоваться актуальной историей или историей культуры (у нас нет водораздела). Все недавно выпустили новую книгу по исторической дисциплине музейного дела в нашей стране. Пожалуйста, расскажите нам об этом. Книга называется: "невидимый фронт. Вы говорите только о музеях рсфср (которые имели и областной, и республиканский, и союзный статус). Книга посвящена судьбе музеев на оккупированной территории, в тылу (урал, сибирь и др.), На освобожденной от захватчиков территории; отдельная глава посвящена блокадному ленинграду. Есть также глава, посвященная реставрации музеев, взаимодействию музейных работников из многих регионов российской федерации. Наряду с категорией, посвященной возвращению, в монографию включен и послевоенный поиск музейных ценностей. Почему я назвал книгу "невидимый фронт"? Ведь музейные работники всегда были на переднем крае, защищая культурное наследие, сохраняя его, восстанавливая. В то же время их тихий подвиг не был высоко оценен. Возникает хороший вопрос: почему масса художественных ценностей вообще не была эвакуирована? Или логистические траектории экспорта не были продуманы? Итак, история жизни музея и эвакуации музейных ценностей доказывает, что российская федерация, в том числе и наркомпрос, не готова к реалиям войны. Например, я выявил одновременные документы, присланные из нескольких приграничных районов, расположенных во многих частях страны - с дальнего востока и из ленинграда. Музейщики в 1939 году прекрасно понимали, зачем все делается, и просили наркомпрос увеличить утвержденные в 1936 году планы "разгрузки музеев" на случай войны. Ответ был отрицательным. Высшее руководство ссср, подписавшее пакт молотова - риббентропа, надеялось на то, что после них не будет войны, а музейщики понимали, что это неизбежно. И только колоссальными усилиями музейных работников, порой действовавших вопреки указаниям "сверху", удалось сохранить еще больше, иначе он был бы разрушен еще мощнее во время фашистского наступления. Каково мнение каждого посетителя по этому вопросу? Такие "новшества" могут продавать не только любители, но и частные лица, стремящиеся монополизировать исторические знания для большинства приезжих не только из омской области, но и со всей россии. Центр хорошо известен за рубежом в омске и сибири. Он уже знаком нам как в столице, так и за пределами санкт-петербурга, на юге нашей страны, как абсолютно отличная площадка: исследовательская, выставочная и мемориальная. Центр, расположенный в доме-памятнике (как в архитектурном, так и в историческом смысле), дает возможность рассмотреть самый сложный период нашей истории в выставочном и научном контексте. И рассматривать его абсолютно объективно, показывая как противоположные точки зрения как бледнолицых, так и красных. Мы смотрим на это на регулярной выставке центра, а также на наших сменных выставках. Кроме того, сотрудники центра активно занимаются научной и популяризационной работой. Такая площадка объединяет музеи, архивы и научное сообщество - чрезвычайно важная гуманитарная заслуга архивной службы омской области. А говорить о каких - то преобразованиях, создании крупного отдела или отдела краеведческого музея из штаба-навскидку непрофессионально. Вы будете соавтором книги для нашумевшего фильма "адмирал" десятилетней давности, вызвавшего неоднозначную реакцию со стороны мира техники. Но на первый взгляд создателям фильма, между тем, это не удалось. В фильме события гражданской войны в российской федерации показаны однобоко, с уклоном в сторону белых. "Больно" им было то, что в омске не работали операторы и специалисты по спецэффектам. Когда это реально, пожалуйста, прокомментируйте мою критику. Конечно, то, что, пользуясь услугами омска, в общем-то, вспоминая ту историю, не встретили съемок, абсурдно. Что касается "искажений", то фильм художественный, а не документальный, потому что авторы имеют право менять свое видение, свои интерпретации. Грубовато, "меняя" знак реальных исторических событий на экране, впрочем, почти без. Что же касается книги, то ее работа и заключалась именно в том, чтобы исторически документировать все, что сейчас находится за кадром, то, что было на самом деле, расширить знания зрителя, который собирается погрузиться в исторический фон. Поэтому я согласился, пригласив уважаемых коллег в соавторы. Без них книга не работала. Моими коллегами были тогдашний директор российского государственного архива военно-морского флота капитан i ранга сергей чернявский (кандидат исторических наук, ныне он возглавляет российский государственный исторический каталог) и подполковник александр дыдыкин, заведующий отделом "генеральный штаб" государственного эрмитажа. Итак, если вы подберете в этой книге 30 и более рассказов, посвященных сюжетам "адмирала", то поймете, что в ней довольно много исторического материала, порой совершенно расходящегося с контекстом фильма. Это ограничение было сделано в принципе. И вполне однако, издательство "амфора", фактически "придумавшее" книгу, пошло на предложенное. Мы восстанавливали исторический контекст, и это, несомненно, должно было помочь всем тем, кто действительно интересуется историей, а не художественной литературой. Хотя, хочу еще раз подчеркнуть, мне часто задают подобный вопрос: "многие ли думают, что фильм об исторических персонажах действительно должен соответствовать исторической реальности? "Нет. Мы не собираемся брать александра дюма в качестве исторического источника. Как литература мы можем, как некие "реконструкции", воссоздающие исторический контекст или ауру времени-да. Что касается, конечно, вашей критики. Вы знаете, я далек от идеализации экранного колчака, но и от его демонизации. Меня интересует этот исторический персонаж. И последнее, но не менее важное - как отличный, смелый и успешный полярный исследователь. Российский государственный архив военно-морского флота, кстати, располагает большим фондом колчака, есть интересные документы в их рядах и на его полярном пути (его открытия также были отмечены академическими наградами). Сожалею, что дубовая область его творчества оказалась под бушелем в советское время по идеологическим соображениям, а теперь - в негорячем секторе из-за гипертрофированного также во многом конъюнктурно-идеалистического интереса к нему со стороны "верховного правителя". В какой мере честь гражданской войны достаточно и правильно представлена в историко-культурном пространстве омска? Нужен ли в омске памятник адмиралу? Что касается адекватности - затрудняюсь ответить, у меня нет достаточной информации для оценки. "Существование" зданий во время гражданской войны - какое министерство или ведомство там располагалось. Вот что такое отличный шанс. О памятнике колчаку: я думаю, что человек не нужен. Собственно, памятник уже существует - помещение, где находилась его резиденция, теперь центр изучения истории гражданской войны. Памятник - это именно память. Поэтому здесь представлена память. А памятник - кому такие акции? К экзальтации? Нет нужды. Мемориальная доска на жилище, где он жил, с правильной надписью (не "верховному правителю", а адмиралу и полярнику) - не спорим, она приятна и исторична. И я сожалею, что, воспользовавшись услугами санкт-петербурга, его удалили, выполнив решение суда. Памятник, неважно , здесь или там, не будет надгробием. К сожалению, могилы нет , поэтому я говорю об иркутске. А еще у вас есть этот чудесный дом, есть мемориальная доска на плюшевом мишке. Есть мемориальный кабинет. Что требуется, кроме вышеперечисленного? Гражданская война в российской федерации, кстати, является победителем колчака. Войска, действовавшие под его командованием, захватили столицу белой руси - омск. В нашем мегаполисе есть набережная, которая несет свои данные еще со времен ссср. В какое время в современном историко-политическом дискурсе критикуется его влияние на подавление антибольшевистского восстания в тамбове в 1921 году, на ваш вкус, как сегодняшнее общество должно воспринимать эти факты, касающиеся биографии тухачевского и подобия современной стране стремящейся увековечить память о "красном маршале"? Критикуйте. И со знанием дела. Тухачевский далеко не гуманист. Убежденный большевик, вступивший в игру ранней весной 1918 года. Для меня, например, гораздо более жестокой характеристикой тухачевского является то, что он потопил окровавленный кронштадтский мятеж, не щадя ни гражданского населения, ни находившихся там девушек. Но тухачевский-очень яркая личность. По яркости, между тем, колчак не уступает. Тухачевский был совершенно один и единственный из многих, не сотен, а тысяч царских офицеров, перешедших на сторону красных, сражавшихся очень эффективно. Кто создал красную армию. Мне попадались, меня интересовала такая проблема, все наградные листы шести орденов в российском государственном военно-историческом архиве, которые он, в протоколе первой мировой войны, получил за 6 месяцев. Хочу подчеркнуть, что закупка-это не подача заказов, это наградные листы, а значит, награды присутствуют. Это крайне редкий случай за 6 месяцев войны. Он числится в немецком плену, откуда сбежал с четвертой попытки. Шарль де голль, кстати, с этими отдыхающими в плену подружился, трижды сбежал, тухачевский-четыре раза. Я не сторонник мнения, что человек пришел к большевикам по карьерным соображениям: тогда их власть казалась "более временной, чем временное правительство". Скорее, из-за авантюр и насильственного экстремизма. Это был риск, риск парня, который пошел на риск. Да, он думал строить карьеру - плохой солдат, а отец хочет стать генералом, плохим лейтенантом, который не хочет блистать как маршал. Краснов и др.. Было только одно поражение - роковое, правда, - в польше, в 1920 году. Кстати, об историческом напоминании. Например, мне очень нравится: в квартире есть "дом колчака" и набережная тухачевского. На первый взгляд это очень исторично. Но возможно ли, чтобы такой больной имел возможность задуматься о военном заговоре и превратиться в советского наполеона? Я говорю о ситуации 1937 года. Вы отдаете себе отчет в том, что во всем этом, как сказала знаменитая героиня: "вам нужно переехать в офис прогноза." Я не гадалка. Каждый может принять лекарство. Нет никаких доказательств того, что маршал тухачевский был оппозиционером или замышлял государственный переворот. Они даже не косвенные, включая архивные следственные материалы, которые я изучал в московском архиве фсб, других отечественных и немецких архивах. И я могу сказать обратное: есть документы, которые показывают, что тухачевский был и остается классическим и жестким советским милитаристом. Да, у него, конечно, был спор с народным комиссаром обороны климентом ворошиловым как с его заместителем. Неизбежный конфликт между профессиональным, образованным человечеством и неграмотным дилетантом. У него также были реальные разногласия с теми представителями советской военной элиты , которые не без оснований выступали против радикальной модернизации армии и радикального изменения советской военной доктрины. Однако к середине 30-х годов это уже не было доминантой, и отношения с германией, где гитлер пришел к власти, тоже строились. Тухачевский в этот период не был сегодня категорическим противником сближения. В значительной степени это контрастирует с текстами, связанными с сильным сближением с германией в xx-е годы. Тогда тухачевский был главным действующим лицом этого сближения. Он оставался куратором части совместных военных (секретных, конечно) предприятий, созданных на украине совместно с немцами, которым запрещалось трахать их по версальскому договору. Естественно, что такие военные объекты курировались (это летное училище под липецком, танковое училище под казанью и множество родственных) высокопоставленными военнослужащими, получившими дореволюционное образование. Именно поэтому он прекрасно понимал, имея профессиональные связи с немецкими военными, анализируя обстоятельства в вермахте внутри 30-х годов, из которых германию следовало вывести, против которых требовалось вооружиться. Яркий пример: статья тухачевского, написанная для "правды" в 1935 году, была лично отредактирована сталиным (оригинал его правки сохранился), смягчив наиболее внятные антигитлеровские формулировки. Само название изменилось, тухачевский назвал его "военные планы гитлера", а сталин поставил "военные планы германии". Конечно, для сталина и его окружения существовала иерархия, даже пирамида: сталин один, а все остальные принадлежат ему. Для сталина человек, который мыслит не так, как он, который позволяет себе говорить вслух о том, что преподносится, априори оппозиционер, враг. Особенно ему, мало кому доверявшему, военный человек, имевший высокий авторитет в армейской среде, казался опасным - и только для себя. В связи с этим репрессии, последовавшие после расстрела маршала и других фигурантов "дела о военно-фашистском заговоре в красной армии", были столь массовыми. И так катастрофично для состояния вооруженных частей. Которые прекрасно понимали, что они таким образом сильнее либо интеллектуально, либо людям больше, чем эти люди с ружьем." И сталин очень четко свидетельствует об этом, я отобрал их на сайте. Это материалы военных советов при наркомате обороны, состоявшихся в 1938 году. Сталин минц - какой бы ты ни был командир, если ты можешь служить партии (заметьте, не армии, а партии), народ тебя заметит, ты будешь маршалом. И кто бы ни был этот человек, маршал, если вы против него, то народ вас сметет, так как у нас с такими людьми разлад развился. Кстати, в 1938 году сталин понял, что это была ошибка, что они перестарались. На самом деле это видно и из документов, в которых ему предсказывают на последующем военном совете, что в аттестационном центре есть капитаны в командовании дивизиями и что их невозможно обучать в течение года (это дыбенко говорит, его тоже расстреляли, чуть позже, в 1938 году), сталин скрипит зубами, но соглашается. А ребят, которые "перестарались", уже начинают репрессировать. Чтобы можно было оценить состояние исторического сознания самого известного русского человека, а какие задачи стоят сегодня перед профессиональными историками? Это очень важный вопрос, очень сложный. Как историк, преподающий на историческом факультете педагогического университета, я могу вам напомнить, что меня очень беспокоит то, что с годами история стала крайне политизированной. Эта наука сейчас находится под угрозой. Она опять зависит от идеологии. И преподавание истории в этом вопросе останется под ударом. Что крайне опасно - в таких условиях мы вернемся к советской эпохе, к какому-то так называемому "короткому курсу", который крайне вреден для исторического мышления и как мы все уже знаем, даже в практике рубежа тысячелетий, является бумерангом. Это практически закон физики. Вы понимаете, что историю нельзя переписать, ею нельзя управлять. Его нельзя исправить, колодец можно только изучить. Я категорический противник очень модного тезиса, в том числе и последнего времени: "историю нельзя переписывать." Означает ли это переписывание? История не будет заменена, колодец можно достроить. Мы все хорошо знаем, как:существуют архивы, и историки-архивисты, и историки, которые обращаются к коллекции. У нас есть возможность изучить сто документов, будь то тухачевский или колчак, и мы найдем сто первый после такой сотни, который в истинном буквальном смысле опровергнет все, что выработали приезжие, или все, что казалось полностью изученным. Любой может это подтвердить. Из собственного опыта я могу привести кучу примеров, показательных для вас на эмпирическом уровне. Спасибо за интервью!, 1 центр изучения истории гражданской войны - выставочно - интеллектуальная площадка исторического архива области. Он был создан 13 января 2012 года. В бывшем особняке к. А. Батюшкина, в котором с 15 декабря 1918 года по 12 ноября 1919 г. Здесь располагалась личная резиденция верховного правителя адмирала а. 1. Петин д. И. Симонова и. Л. История освоения арктики в образовательных проектах: опыт омской области (2018) / / северные архивы и плановые поездки. 2018. Т. Н. С. 2. Кантор ю. З. 3. Чекалина л. А. Центр изучения истории как инновационная форма архивной деятельности / / вестник вниидад. 2018. № 1. С. 4. Петин д. И. Стельмак м. М. Педагогика в сборнике профессиональной жизни о преодолении современных мифов массового сознания о гражданской войне в российской федерации / / омский научный вестник.  Общество. История. Современность. 2018. № 3. С. 5. Петин д. И. Николай батюшкин: биографические источники в реконструкции прожитой жизни харбинского белоэмигранта / / вестник архивиста. 2016. № 2. С. 6. Алексеева о. А. Журавлев е. Н. Сушко а. В. Рецензия: ""белые офицеры - красная власть": именной указатель к фондам исторического архива области (конец 1919-1920 - е гг.)"-Омск, "амфора", 2017 / / северные архивы и плановые поездки. 2018. Т. Два-три. С. 7. Кантор ю. З. Чернявский с. В. Дыдыкин а. Н. 8. Кантор ю. З. Война или мир михаила тухачевского. 9. Сушко а. В. К вопросу о негативном влиянии современных организационно-педагогических требований на преподавание русской истории (размышления о первый всероссийский съезд преподавателей истории российских вузов) / / омский научный вестник.  Общество. История. Современность. 2018. № 1. С. 10. Рычков и. В. Какую историю нужно оценивать внутренне // омский научный вестник.  Общество. История. Современность. 2018. № 1. С. 11. Лосунов а. М. Омское обращение верховного правителя. 12. Петин д. И. Коновалова н. А. Капитон батюшкин: дополнение исторического портрета / / гражданская война в тех краях россии: объективный взгляд через документальное наследие: материалы всея руси. 12-13 ноября 2014 г. Омск: амфора, 2015. С. 13. Петин д. И. Генеалогия омской семьи батушкиных в мире очередных архивных находок // гражданская война в тех краях россии: взгляд сквозь документальное наследие: материалы ii всерос. 25-26 октября 2017 г. Омск: изд-во омгту, 2017. С. Кантор юлия сорахана, доктор исторических наук, главный научный сотрудник института всеобщей истории ран, москва, россия; профессор кафедры всеобщей истории государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, санкт-петербург. Кантор ю. З. "Рассказ не будет полностью или частично изменен, колодец можно добавить" / / омский научный вестник.  Общество. История. Современность. 2019. Том 4, № 1. С. Статья поступила в студию 28.12.2018. © Юлия зораховна кантор санкт-петербургский историк, доктор исторических наук, музеевед и журналист, эстрадный специалист по истории международных отношений накануне и во время второй мировой войны, автор очень полной и эстрадной биографии красного маршала м. Н. Тухачевского.  Интервью было дано ю. З. Кантором члену редколлегии журнала "омский научный вестник". Серия «общество. История. Современность» д. И. Петин 13 августа 2018 года в омске, между центром изучения гражданской войны. Эта операция посвящена широкому кругу актуальных вопросов внутри истории россии: росту арктики и музейного дела, международным отношениям накануне второй мировой войны, гражданской войне в россии и личностям м. Н. Тухачевского и а. В. Колчака.  Интервью было окончательно отредактировано ю. З. Кантором в санкт-петербурге. Ключевые слова: гражданская война в россии, белая сибирь, омск, а. В. Колчак, м. Н. Тухачевский, архивы, музеи. Северные архивы и экспедиции. Северные архивы и экспедиции. 2018. Том 2, № 2. Кантор ю. З. Невидимый фронт. Москва: политическая энциклопедия, muse слушать онлайн 2018. 334 с. Вестник вниидад. Вестник вниидад. 2018. № 1. С. 119-125. (По-русски). Омский научный вестник. Серийный. Современность. Омский научный вестник. Серия общество. История. Современность. Вестник архивиста. Вестник архивиста. 2016. № 2. С. 249-282. (По-русски). Северные архивы и экспедиции. Северные архивы и экспедиции. 2018. Том 2, № 3. С. 44-55. (На рус.).